Редко кому из поэтов достается судьба, которая выпала на долю Якова Петровича Полонского. «Золотая арфа» поэта звучала на протяжении шести десятков лет. Долгожитель в поэзии, в ранней юности получивший одобрение своих стихов из уст самого В.А. Жуковского, неутомимый труженик пера, он, словно мост, соединяет собой два века русской поэзии: «золотой» и «серебряный».
Первые стихотворные опыты Полонского относятся к тому времени, когда еще жили и творили гении российской словесности - Пушкин и Лермонтов. А ушел он из жизни в преддверии века двадцатого, когда уже входил в литературу Александр Блок (на творчество которого, кстати говоря, стихи Полонского оказали заметное влияние).
Блок в автобиографии называл Полонского великим учителем «С раннего детства я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные с чьим-либо именем, - признавался Блок в автобиографии. -Запомнилось разве имя Полонского и первое впечатление от его строф:
Снится мне: я свеж и молод
Я влюблен. Мечты кипят.
От зари роскошный холод
Проникает в сад».
Особенно восхищало Блока необычное, даже дерзкое словосочетание «роскошный холод». Блок противопоставлял литературные вечера 1860-1870-х годов пошловатому творчеству писателей-декадентов начала XX века: «На днях один писатель (не моего поколения) рассказывал мне о прежних литературных вечерах; бывали они очень редко и всегда отличались особой торжественностью... Полонский с торжественно протянутой и романтически дрожащей рукой в грязной белой перчатке, Плещеев в серебряных сединах, зовущий «вперед без страха и сомнения»... Они... напоминали о чем-то, будили какие-то уснувшие струны, вызывали к жизни высокие и благородные чувства».
Спустя столетие после написания этих строк и полтора века после тех самых литературных вечеров, можно с уверенностью констатировать: лучшие стихи Полонского и сегодня будят в читателях высокие и благородные чувства.
Творческий путь Якова Полонского был долог и сложен. Он писал лирические стихотворения и поэмы, пьесы и публицистические статьи, романы (в том числе в стихах) и рассказы, очерки и воспоминания, литературно-критические статьи и даже либретто для оперы Чайковского «Кузнец Вакула» («Черевички») на гоголевский сюжет. Всю жизнь, будучи стесненным в средствах, Полонский не брезговал зарабатывать на хлеб насущный неблагодарным трудом домашнего учителя, гувернера, литератора-поденщика.
Широкую известность принесли поэту его лирические стихи — на редкость гармоничные, образные, соединяющие в себе реалистическое и фантастическое. Лирика Полонского - это поэзия, полная грез, тайн и загадок, смутных видений и ярких творческих озарений. Стихи Полонского сами по себе напевны, музыкальны. Недаром Николай Языков в своем стихотворном послании к поэту называл его «пленительным певцом».
Любовная лирика, картины русской природы, выразительность и подвижность чувств в его произведениях переданы осязаемо и зримо, волнуют и очаровывают внутренней мелодией обычных, казалось бы, слов. Не случайно на стихи Полонского писали музыку Чайковский, Даргомыжский, Булахов, Танеев, Гречанинов, Рубинштейн, Кюи, Вильбоа, Рахманинов, Направник ... Это были романсы, песни, кантаты, хоры. Причем, на некоторые стихотворения Полонского писали музыку несколько композиторов. К таким стихам относятся «Вызов» («За окном в тени мелькает...»), «Мое сердце - родник...», «Птичка» и другие.
Великий композитор Чайковский был лично знаком с Полонским, высоко ценил и любил его поэтическое творчество и вел с ним переписку.
По некоторым подсчетам, на стихи Полонского десятками композиторов написано около 130 музыкальных произведений. До сих пор живут романсы на стихи Полонского «Затворница» («В одной знакомой улице...»), «Узница» («Что мне она! - не жена, не любовница...»). Но более всего, пожалуй, известна «Песня цыганки», романс удивительно гармоничный, близкий по духу русским народным песням, полный нежной грусти и какого-то необъяснимого обаяния:
Мой костер в тумане светит;
Искры гаснут на лету...
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.
Ночь пройдет - и спозаранок
В степь, далёко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой.
На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни:
Как концы ее, с тобою
Мы сходились в эти дни...
Очарование этих строк Полонского таково, что, начав их цитировать, трудно удержаться от того, чтобы не прочесть лирический шедевр до конца.
Это стихотворение датируется 1853 годом. Более полутора веков минуло, а до сих пор поют эту песню, ставшую народной.
Афанасий Фет, чья дружба с Полонским продолжалась полвека, вспоминал, с каким наслаждением он еще в студенческие годы слушал «Песню цыганки» из уст ее автора. Стихотворение университетского товарища привело его в неподдельный восторг.
По воспоминаниям В.А. Мануйлова, Сергей Есенин «высоко ценил поэзию Полонского, а «Песня цыганки»... была одной из самых любимых».