Главы

Яркий и самобытный мир выдающегося художника слова Якова Полонского

Яков Петрович ПолонскийТворчество Якова Петровича Полонского занимает видное место в истории отечественной культуры, охватывая во времени целую эпоху российской словесности. Первые стихотворные опыты начинающего поэта заслужили похвалу В.А. Жуковского, а последние произведения были созданы на заре русского символизма. Яркая индивидуальность писателя проявилась в различных литературных областях: он был превосходным лириком, успешно осваивал малые эпические формы, жанр романа, автобиографическую и мемуарную прозу; известны его попытки экспериментировать в драматургии и публицистике; Полонский обладал и недюжинным даром художника. Самобытный талант и незаурядная личность Я.П. Полонского вызвали глубокий интерес Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока и многих других выдающихся деятелей культуры.

Книга известного российского писателя, публициста, историка и краеведа Александра Николаевича Потапова открывает новую яркую страницу в художественном осмыслении личности и творческого наследия замечательного русского поэта. Написанная в оригинальном жанре, она органично сочетает в себе прекрасную беллетристику и историческую достоверность. Автору пришлось проделать огромную исследовательскую работу, сопоставимую по масштабам с научной диссертацией. В повествовании скрупулезно восстановлены многие факты биографии Полонского, собраны сведения о его окружении. Удивительная легкость и непринужденность стиля создают «эффект присутствия», благодаря которому читатель невольно ощущает себя непосредственным участником событий.

Впервые в отечественной литературе создано столь полное жизнеописание такого уникального поэта, как Яков Полонский. Автор бережно и внимательно листает страницы биографии писателя, рисуя картинки рязанского детства, показывая становление юноши в городской гимназии, обучение в Московском университете. Перед читателем разворачиваются события, связанные с пребыванием молодого поэта на Кавказе, в Европе, подробно описываются годы жизни в Петербурге. Изображая непростые перипетии судьбы Я.П. Полонского, сочувствуя трагическим утратам и восхищаясь героической целеустремленностью писателя, покорившего российский поэтический олимп, А.Н. Потапов раскрывает причины всенародного признания художника, искренне преданного литературе, с огромной ответственностью относящегося к поэтическому труду, радеющего за судьбы Отечества и ощущающего себя «нервом великого народа». Уникальный талант и огромная работоспособность, творческая смелость и высокая культура, благородство и мужество - вот отличительные качества выдающегося рязанца!

Много места в повествовании отводится описанию литературного окружения «певца грез». Сколько замечательных имен! Блестящая плеяда русских поэтов: А.А. Фет, А.А. Григорьев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев, А.К. Толстой, Н.А. Некрасов; уникальная когорта великих прозаиков: Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, СТ. Аксаков и многие другие писатели, литературные критики и издатели - появляются на страницах книги.

Читатель с интересом узнает о многих любопытных фактах биографии Полонского, и о часах, подаренных юному поэту в знак признания его дарования Василием Жуковским, и о портфеле А.С. Пушкина, полученном Яковом Петровичем из рук родного брата поэта, Льва Сергеевича, и об оригинальных привычках писателя, его семейных традициях.

Александру Потапову удалось поразительно точно передать все нюансы душевных переживаний героя, особенности его психической организации. Безусловно, такой уровень постижения личности писателя невозможен без глубокого проникновения в ткань самих произведений. Внимательное прочтение лирики поэта, его замечательных прозаических произведений (в том числе и блестящих новелл из «детского цикла»), подробное знакомство с мемуарами и эпистолярным наследием Полонского позволило автору понять и воссоздать яркий и самобытный мир выдающегося художника слова.

Исключительную полноту и объем повествованию придает исторический контекст. Титаническая работа создателя романа-биографии «Золотая арфа» по изучению многочисленных исторических источников, письменных свидетельств и документов позволила нарисовать масштабную картину литературной жизни России XIX столетия. Творческие объединения, эстетические искания отечественных писателей, острая полемика противников и дружба единомышленников, политика и культура, образование, издательская жизнь русского общества становятся объектом пристального внимания автора.

Безусловным достоинством книги является органическое единство достоверности и художественности. Фактографическая убедительность в сочетании с литературной образностью создают впечатление целостности повествования.
Нет сомнения, что книга Александра Потапова будет интересной и полезной для всех читателей, интересующихся русской литературой.

В. А. ЧАПЫШКИН, доцент кафедры литературы Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина.

Дмитрий Васильевич Григорович в гостях у Тургенева

Время летело быстро. Дождливый июнь подходил к концу. Семья Полонского отдыхала на приволье. Тургенев ждал в гости других друзей-писателей. И вот, 27 июня, часов в двенадцать ночи в Спасское прикатил Дмитрий Васильевич Григорович. Тургенев был знаком с ним со времени сотрудничества в журнале «Современник» и высоко ценил его творчество. Повесть Григоровича «Деревня», по словам Тургенева, была «по времени первая попытка сближения нашей литературы с народной жизнью». Широкую известность писателю принесла повесть «Антон Горемыка», которую высоко оценил Л.Н.

Прогулки с Тургеневым

«Полонский охотно - нужна передышка, покой - принял приглашение Тургенева пожить с семьей - женой Жозефиной Антоновной, первым в России женщиной-скульптором, и тремя детьми - в Спасском, - писал современный литературовед В.А. Чалмаев. - Хрупкий, часто передвигавшийся на костылях, с этюдником и зонтом - он написал в Спасском тринадцать этюдов - Я.П. Полонский стал частью эстетизированной, условной усадебной среды. Настоящий герой своей поэмы - "кузнечик-музыкант"! Стихи писались Полонским в это время редко. Этюды были для него все же побочным делом.

Дождливое лето 1881 года

Лето 1881 года выдалось дождливым и редко баловало обитателей Спасского погожими, теплыми днями. Как ни странно, мухи, бабочки и другие насекомые водились в Спасском в достаточном количестве, но вот назойливых комаров - к радости гостей Тургенева! - не встречалось ни одного, что было какой-то непонятной, но благодатной особенностью этих мест.

Тургенев не любил прохладную погоду и во избежание простуды даже летом носил под бельем шелковую фуфайку. Ненастные дни угнетали его.

Крестьянский вопрос

Тургенев по своей доброте раздал прилегающие к усадебному дому десятины земли некоторым бывшим дворовым, семейному доктору и другим местным жителям. Но со временем хозяину Спасского пришлось пожалеть о том, что он не выделил крестьянам участки где-нибудь на окраинах своих владений, поскольку новоявленные землевладельцы стали теснить его, и вскоре все тропинки, ведущие к прудам и полянам, оказались перегороженными.

Праздник для крестьян в Спасском-Лутовинове

Обычно Тургенев по приезде в родовое имение устраивал для местных крестьян праздник в своем саду, на площадке перед террасой. На этот раз праздник долго откладывался из-за плохой погоды и из-за того, что не был завершен сенокос. К тому же, по словам Полонского, «Иван Сергеевич очень часто находился в страхе за свои ноги - он все боялся подагры, берегся сырости и подозрительно следил за всяким ощущением в пальцах то одной, то другой ноги, так как такие ощущения были иногда зловещими признаками наступающей болезни».

Спасское-Лутовиново

Мечтая приехать в Спасское-Лутовиново, Тургенев писал: «То-то мне будет приятно... Егорьев день, соловьи, запах соломы и березовых почек, солнце и лужи по дорогам - вот чего жаждет моя душа!»
24 мая Тургенев оставил Петербург и отправился к «родительскому ковчегу». Время было самое благодатное. По всей среднерусской полосе хозяйничала весна. Казалось, родина специально приготовила свежее зеленое убранство к приезду «парижского отшельника».

Дружба с Тургеневым

В феврале 1881 года Тургенев сообщил Полонскому о намерении летом приехать в свое родовое имение Спасское-Лутовиново, что в Орловской губернии. Великий романист писал: «...Я велел отделать заново свой дом в деревне - во 1-х, потому, что в нем нельзя было уже жить, а во 2-х, потому, что я намерен был пригласить тебя вместе с семейством твоим, провести там целое лето, так как помещений у меня за глаза! И ныне повторяю я это приглашение...

Творчество Полонского в истории русской литературы

Литературные критики обычно относили Якова Петровича Полонского к второстепенным русским поэтам, по поводу чего возмущался и негодовал еще Александр Блок, очень высоко ценивший творчество «певца грез»: «Публика любит большие масштабы. Полонский уже второстепенность!»

А.А. Блок в одной из статей о русской поэзии назвал имя Полонского в числе великих учителей, которые «пролили свет на "бездну века"».

Память о Якове Петровиче Полонском в Рязани

Популярность «пятниц» Полонского была настолько велика, что гости поэта - невиданный случай! - продолжали собираться и после того, как он покинул этот мир.

Когда Полонского не стало, постоянная участница «пятниц» Сипягина-Лилиенфельд глубоко переживала потерю верного друга и умного собеседника: «...В своем горе об этом несравненном человеке, в полном смысле этого слова... я готова была на какие угодно жертвы, чтобы еще хоть на полгода удержать эту благородную душу на нашей планете».

Страницы

Подписка на RSS - Главы