«Полонский охотно - нужна передышка, покой - принял приглашение Тургенева пожить с семьей - женой Жозефиной Антоновной, первым в России женщиной-скульптором, и тремя детьми - в Спасском, - писал современный литературовед В.А. Чалмаев. - Хрупкий, часто передвигавшийся на костылях, с этюдником и зонтом - он написал в Спасском тринадцать этюдов - Я.П. Полонский стал частью эстетизированной, условной усадебной среды. Настоящий герой своей поэмы - "кузнечик-музыкант"! Стихи писались Полонским в это время редко. Этюды были для него все же побочным делом. Но дневник он вел весьма тщательно. Дневнику Полонского мы и обязаны сейчас наиболее достоверными сведениями о последнем лете Тургенева на родине».
Поповский пруд. Этюд Я.П. Полонского. 1881 г.
Полонский вместе с Тургеневым прогуливался по окрестностям Спасского и выбирал места, с которых можно было рисовать пейзажи. В погожие дни он брал с собой мольберт и раскладной стульчик и отправлялся писать этюды.
Внимание Полонского привлек старинный родовой склеп предков Тургенева, расположенный под полом каменной часовни. «...Часовня эта с фронтонами, колонками и круглым куполом, издали похожая на павильон, уже полуразрушена, - писал Полонский, - железные двери ее заржавели, карнизы обвалились, штукатурка местами обнажила кирпич, крест на куполе нагнулся, точно хочет убежать».
Тургенев признался другу, что ни за что не хотел бы быть похороненным на спасском кладбище, в родовом склепе:
- Раз я там был и никогда не забуду того страшного впечатления, которое оттуда вынес - сырость, гниль, паутина, мокрицы, спертый могильный воздух... Бррр!..
«Мне хотелось проникнуть в эту усыпальницу, - продолжал вспоминать Полонский, - но Иван Сергеевич меня туда не пустил.
- Там, того гляди, на тебя что-нибудь обрушится... Не ходи!
С этой часовни я сделал мой первый этюд в Спасском - я писал с натуры издали, с верхнего балкона, в очень дурную, пасмурную погоду и неудачно - первый блин вышел комом... Около часовни растут деревья, кое-где еще торчат памятники, в виде каменных покачнувшихся столбиков, и виднеются плиты, заросшие травой и бурьяном. Это старое господское кладбище, на котором уже более никого не хоронят...»
На этюде Полонского усыпальница И.И. Лутовинова изображена почти с фотографической точностью. Позже эта работа художника-поэта была опубликована в популярном журнале «Нива».
Усадебный дом Тургенева. Этюд Я.П. Полонского. 1881 г.
Жена Николая Александровича Щепкина, управляющего тургеневским имением, внука знаменитого актера, вспоминала: «Яков Петрович все лето писал виды Спасского масляными красками. Его частенько можно было встретить в красивых уголках парка под громадным дождевым зонтом от солнца, за мольбертом, в своей черной куртке. С какой любовью и скоростью писал он небольшие пейзажи, думалось, живопись была его врожденным талантом».
Полонский не раз задумывался о странных поворотах судьбы. В его студенческие годы на сцене Малого театра блистал выдающийся русский актер Михаил Семенович Щепкин. Сын Щепкина предложил юному поэту собрать деньги по подписке и издать сборник стихов. Так увидели свет «Гаммы» Полонского. Теперь вот внук знаменитого актера управляет тургеневским имением, и они часто общаются... Как стремительно, как неумолимо быстро летит время! Три поколения Щепкиных прошли чередой перед глазами Якова Петровича, и он сам словно стал связующей нитью между ними...
С особенной любовью Полонский написал маслом усадебный дом Тургенева, ведущую к нему песчаную дорожку и поляну перед домом, на которой только что скосили сено. Вон и грабли уткнулись в свежескошенную зелень... Казалось, от картины так и веет свежим запахом цветов и трав...
Все окрестности Спасского предстают с полотен Якова Петровича в живой красе. Тишиной и спокойствием веет от этюда, на котором изображены местная школа и церковь. Тенистой прохладой дышит аллея в старинном парке, на которой вдали виднеется фигура Тургенева, гуляющего по парку в темном костюме, светлой шляпе, с красным пледом, перекинутым через руку... На грустные мысли наводит пейзаж, запечатлевший тихий, зарастающий кустарником Поповский пруд, притаившийся в низине между холмов. Вот солнечная поляна, на которой крестьянка в красной косынке сгребает скошенную траву. А вот дорожка, уводящая в тенистую глубь парка, а рядом, на цветущей поляне, застыла нарядная девушка...
Замечательна картина «В ночном», которая словно иллюстрирует рассказ Тургенева «Бежин луг»: луговой простор под едва светлеющим высоким небом, костерок около зарослей кустов, у которого примостились мальчишки, дремлют кони...
Запечатлел он и Серку, собаку Тургенева, отдыхающую на ступенях террасы дома.
На одном из полотен Яков Петрович изобразил самого хозяина усадьбы, сидящего в кресле, закинув ногу на ногу, и в глубокой задумчивости опустившего на грудь свою седую, красиво посаженную голову.
Однако портрет Тургенева не понравился Жозефине Антоновне. С.Г. Щепкина, жена управляющего имением, тоже раскритиковала Полонского: «Портрет Ивана Сергеевича у него не удался во всех отношениях. Я откровенно о нем высказалась, когда мне показал его Иван Сергеевич. На небольшом куске полотна, глубоко погрузившись в своем диване-самосоне, выставив колесом свои огромные толстые ноги; на заднем плане виднелась его седая голова, совсем непохожая с оригиналом. Да и сидеть в такой позе можно только в наказание».
Сам Яков Петрович тоже был недоволен своей работой. Он хотел запечатлеть друга в домашней обстановке, в простой одежде, сидящего на своем любимом месте, у окна, выходящего в сад. А вот не получилось...
30 июля Полонский записал в дневнике: «Все признаки хорошей погоды обманули нас... Моя живопись кончена. Я написал 11 картинок: все (кроме одной) с натуры, и в том числе, неудавшийся портрет И.С.».
Но время все расставляет на свои места. Так получилось, что маленький портрет великого романиста работы Полонского оказался последним прижизненным изображением писателя, и в этом его историческая ценность, что заставляет сегодня по-новому взглянуть на живописные этюды поэта-художника.
«Полонскому удалось передать общий облик писателя в последние годы жизни, его согбенную массивную фигуру, - писала Н.Н. Фонякова, изучавшая наследие Полонского-художника. - Но сразу бросается в глаза недостаточное владение формой, композицией, цветом, диспропорции в изображении туловища, рук, ног. Он добился сходства, и хотя небольшие размеры портрета не позволяют предъявить к нему в полной мере требование психологического проникновения во внутренний мир писателя, многого достиг. Изображая большую львиную голову Тургенева с копной седых «густых и красивых волос», «глубокие морщины», которые «бороздили подвижное, выразительное лицо его» (по описанию самого поэта-художника. - А.П.), Полонский сумел передать скорбный и усталый вид писателя, соответствовавший тем пессимистическим настроениям, мыслям о прожитой жизни и близости смерти, которые им владели в это время».
В это «тургеневское» лето страсть художника одолела в душе Полонского страсть поэта, и он с упоением писал и писал маслом...
И.С. Тургенев. Портрет работы Я.П. Полонского. 1881 г.
Но зоркий взгляд Якова Петровича запечатлел спасские пейзажи не только красками на картоне, но и в словесных описаниях: «На месте старинного сгоревшего дома была уже зеленая луговина, испещренная небольшими цветниками, кустами боярышника и дорожками. Луговина эта расстилалась перед юго-восточной террасой дома и перед крыльцом, ведущим в переднюю. На ней росли молодые ели, кедры, дубы, яблони; дорожки направо вели к церковной ограде, к сельской школе и воротам; налево - в дремучий сад, расположенный чуть ли не на 30 десятинах или около. Там тянулись липовые, сросшиеся вершинами аллеи, и, вместо прежних дорожек, по сторонам вились тропинки. Только вдоль пруда, по его холмистому берегу, шла дорожка, сохранявшая следы щебня и песку, но уже засоренная и кое-где размытая дождевыми потоками.
Одна из аллей, самая длинная и прямая, как стрела, вела к пруду. Пруд был тоже длинный, хотя и не очень широкий: он был глубок и от изобилия ключей очень холоден. Только около берега, на мелких местах, в жаркие летние дни, вода его, несколько подогретая солнцем, давала возможность купаться не без удовольствия.
Бог знает, сколько лет этот пруд не вычищен, но никогда не зацветал так, как обыкновенно цветут все пруды. Ветер свободно морщил его поверхность, и в тихие дни глинистые холмы и деревья отражались в нем...
В старом саду была и старая оранжерея с персиками, и парники с дынями и арбузами, и огород, и гряды с клубникой, и густой малинник, и куртинки, засаженные вишнями и крыжовником, и неистребимое количество черной и красной смородины. Все снедомое группировалось около оранжерей, перед старыми соснами...
Это было любимое место для детей, так как с июня по сентябрь предлагало им даровое лакомство...
У огорода, под елями, был рогожный шалаш; я срисовал его и пейзаж подарил Ивану Сергеевичу».
Яков Петрович все лето занимался живописью, Жозефина Антоновна, поощряемая Тургеневым, - лепкой (в чем добилась заметных успехов). А когда в сентябре Тургенев уезжал во Францию, Полонский подарил ему семь пейзажей, написанных летом в Спасском, с тем, чтобы в далеком Буживале эти картины напоминали другу о России, о любимых с детства местах. Разве кто мог тогда предположить, что этот приезд на родину будет для Тургенева последним? Договорились и следующее лето провести в Спасском, но Тургенев тяжело занемог. Полонский отправил посылкой другу в Буживаль еще несколько своих пейзажей, желая порадовать его видами родного Спасского. С тех пор Тургенев видел Россию только на картинах Полонского, висевших в комнате, где лежал больной писатель...