Знакомство с поэтом Аполлоном Николаевичем Майковым

Наиболее чутко на изменения в общественной жизни обычно реагируют поэты. Возникший в начале века интерес к поэзии, связанный, в первую очередь, с гением Пушкина, в 1840-е годы сменился затишьем на поэтическом небосклоне.

В 1842 году вышел в свет последний поэтический сборник Баратынского с многозначительным названием - «Сумерки». Действительно, русская лирическая поэзия словно катилась к закату, к сумеркам, которые продолжались почти полтора десятилетия.

Число выходящих в свет сборников стихотворений уменьшилось, да и интерес читателей к поэзии поутих. Даже Некрасов, будущий «властитель дум» революционно настроенной молодежи, переживал в те годы творческий кризис. Муза посещала его очень редко, а в 1849 году поэт вообще не написал ни одного стихотворения. Поэтическое безвременье дало Некрасову повод заявить, что теперь он стихов совсем не пишет.

Я. П. Полонский. Автопортрет. 1862г.
Я. П. Полонский. Автопортрет. 1862г.

А.П. Майков
А.П. Майков

Вот в такой-то «поэтической глухоте» и приходилось Якову Полонскому искать свою дорогу на Парнас.

Впрочем, затишье в поэзии было временным. Общество жило предощущением нового подъема поэтического творчества, как природа в хмурый день живет предощущением грозы.

В северной столице Полонский познакомился с поэтом Аполлоном Николаевичем Майковым. «Единственный человек в Петербурге из числа пишущих, с которым сошелся я, - это А.Н. Майков», - сообщал Полонский Островскому 10 ноября 1851 года. Поэты были близки по духу, по взглядам на жизнь и поэтическое творчество. Майков, большой знаток стиха, подмечал умение своего собрата по перу приводить форму и содержание в гармоническое единство.

Майков был на два года моложе Полонского, но первый свой поэтический сборник, «Стихотворения», издал раньше его - в 1842 году. В творчестве Майкова рано проявился интерес поэта к Древней Греции и Риму. Его стихотворения продолжили традицию русской антологической поэзии, о чем говорит и название второго сборника поэта «Очерки Рима» (1847). Писал Майков и произведения в духе натуральной школы, пронизанные гражданственными мотивами и патриотическими настроениями.

Аполлон Майков, в отличие от Полонского, никогда не бедствовал. У него была прекрасная семья. Он получил хорошее образование. В юности путешествовал по Италии, увлекся стихами античных поэтов. Как и Полонский, Майков увлекался живописью. Но Полонский, в основном, писал маслом пейзажи и набрасывал карандашом бытовые сценки. Майков же предпочитал рисовать портреты. Оба поэта почувствовали духовную близость и быстро подружились. Майков был добрейшей души человек. Полонский, не имевший постоянного пристанища, часто гостил у своего поэтического собрата. Поэты посвящали друг другу стихи, в которых высказывали восторженное отношение к поэтическому творчеству.

Литературная критика той поры называла Полонского, Майкова и Фета «триадой» поэтов «чистого искусства». Майков позже сам говорил о «тройственном союзе поэтов», подчеркивая свою творческую близость к Фету и Полонскому. Позднее, в 1887 году, Майков напишет в стихотворении, посвященном Полонскому:

Тому уж больше чем полвека,
На разных русских широтах,
Три мальчика, в своих мечтах
За высший жребий человека
Считая чудный дар стихов,
Им предались невозвратимо...

Под «тремя мальчиками» Майков подразумевал себя, Полонского и Фета. В 1855 году Майков посвятил Полонскому еще одно дружеское послание, которое позже записал в альбом поэта-единомышленника:

Твой стих, красой и ароматом
Родной и небу, и земле,
Блуждает странником крылатым
Между миров, светя во мгле.
………………………………….
Стремится речь его свободно;
Как в звоне стали чистой, в ней
Закал я слышу благородной
Души возвышенной твоей.

В мае 1853 года в Петербурге появился друг студенческих лет Полонского - Афанасий Афанасьевич Фет. После службы на юге он был переведен в гвардейский уланский полк, расквартированный недалеко от столицы.

Давнишние приятели встретились, их дружеские отношения возобновились. Фет обычно встречал Якова Петровича с ласковой улыбкой и шутливо произносил одну и ту же строку из стихотворения Полонского «Соловьиная любовь»:

В те дни, как был я соловьем...

Давняя строка звучала несколько комично, и Полонский, услышав ее в очередной раз, добродушно смеялся. А улыбающийся Фет говорил:- Ведь вот ты сам хохочешь над нелепостью своего же стиха. Но кому же, кроме прирожденного поэта, может прийти в голову такая нелепость и кому же другому так охотно простят ее?
Полонский молча кивал...

Яков Петрович словно почувствовал, что грядет его время, и не остался в стороне от нового подъема русской лирики. Его стихотворения публиковались в «Отечественных записках» и «Современнике» - лучших литературных журналах Петербурга.